НЖ » Разное » МР3 плейер + наушники - лучший способ приобрести тугоухость

Вряд ли в 1979 году конструкторы первого портативного кассетного магнитофона Walkman из японской компании Sony задумывались над тем, что их изобретение приведет через несколько лет к возникновению целых поколений людей, потерявших слух от прослушивания записей.

Постоянное прослушивание громкой музыки через наушники на улице, в спортзале, в транспорте и везде, где только можно, неизбежно ведет к снижению слуха. К сожалению, на плеерах нет грозных надписей, что их использование наносит непоправимый вред здоровью, в лучшем случае упоминания об этом содержатся в инструкциях.

Что говорит статистика?

Статистика свидетельствует - тугоухость молодеет. Если раньше контингент больных составляли те, кому за 70, то сейчас средний возраст слабослышащих колеблется от 30 до 40 лет. Прослушивание музыки через наушники активно влияет на процесс «омолаживания» тугоухости, то есть не гипотетически, а уже реальный вред наушников налицо.

Куда смотрят медики?

Громче всех забили тревогу американские ученые, и это не случайно: всем хотя бы по кинофильмам знаком образ "типичного американского подростка", который не расстаётся с наушниками ни на улице, ни в спортзале, ни в библиотеке.

Научный сотрудник университета Пердью Роберт Новак заявляет, что американские врачи начали диагностировать у молодых людей стремительное снижение слуха со скоростью, обычно присущей лишь пожилым пациентам. В ряде случаев это снижение слуха оказывается необратимым и приводит к полной глухоте. Новак напрямую связывает эту тенденцию с постоянным использованием наушников, воспроизводящих музыку с высокой громкостью.

Всё так плохо?

Наушники, mp3 плеер и слух фотоЛюди в силу своих профессиональных обязанностей пользуются наушниками не одно десятилетие: это и радисты, и звукорежиссеры, и диспетчеры. Однако, несмотря на то, что они проводят в наушниках много часов подряд, слух у них ухудшается не так радикально, как у поклонников плееров. Почему? Все дело в том, что портативные звуковоспроизводящие устройства породили целый новый класс головных телефонов - так называемые "затычки", вставляющиеся внутрь ушной раковины.

Конечно, mp3-плеер размером со спичечный коробок смотрится более чем нелепо с полноценными закрытыми наушниками, да и бродить по улицам с такой громоздкой конструкцией просто неудобно. В результате сначала были придуманы облегченные открытые наушники, скрепленные тонкой узкой металлической полосой, затем пытливые умы решили отказаться от этой полосы, и разработали наушники, вообще не соединенные оголовьем-ободом, а крепящиеся клипсой за ушной раковиной, как слуховые аппараты. Но апофеозом миниатюризации стали наушники-вкладыши, "затыкающие" ушную раковину как "беруши".

Как и другие типы "портативных" наушников, вкладыши формально относятся к открытому типу, поскольку считается, что они не препятствуют проникновению в ухо звуков из окружающего мира. Впрочем, у некоторых моделей гораздо больше общего с закрытыми наушниками, поскольку они почти герметично изолируют органы слуха от внешнего мира (наглядный пример - дорогущие Etymotic, в прямом смысле забиваемые в уши как резиновые пробки). Принципиальное же отличие вкладышей от других типов наушников заключается в том, что они максимально приближают источник звука к внутреннему уху.

Если после рок-концерта организму нужно несколько дней, чтобы восстановиться, то при каждодневной атаке на уши времени на приведение слуха в порядок уже не остается. Слуховая система перестает воспринимать высокие частоты.

Как происходит потеря слуха

Особое опасение у медиков вызывают вкладыши, «затыкающие» ушную раковину, как беруши. Эти «затычки», апофеоз миниатюризации, создают определенное давление, к которому ухо человека просто не успевает адаптироваться. Воздушной прослойки нет, поэтому высокий уровень звука напрямую оказывает разрушающее воздействие на органы слуха. Одно дело послушать, пусть и громкую музыку, пару минут, а другое - меломанить часами. В человеческом ухе природой предусмотрена защита только от кратковременных громких звуков, длительное же воздействие неизбежно приводит к трагическим последствиям еще в совсем юном возрасте.

В первую очередь, мы перестаем воспринимать высокие частоты. Это пение птиц, свистящие и шипящие слова (шишка, чашка) Слышать-то человек будет, но частично, так как исправить данный дефект невозможно. Но если процесс запустить и никак не реабилитироваться, то последствия могут быть ужасными, вплоть до полной потери способности распознавать речь.

Потеря слуха происходит так: человеческое ухо и мозг соединены очень тонким нервом, выполняющим роль кабеля, по которому в мозг попадают импульсы. А громкая музыка портит этот кабель. И тогда импульсы доходят до мозга очень плохо. Человеческая речь - поток импульсов. Чем хуже слышит человек, тем меньше их долетает до мозга, а его постоянно надо раздражать звуком (только не тем, что орет из mp3-плеера!). Иначе мозг разучится понимать человеческую речь, и повсюду будет слышаться непонятный китайский лепет.

Александр Евтушенко (журнал Stereo&Video №6 за 1997 г) приводит интересные результаты исследований, в ходе которых установлено, что уровень звукового давления, создаваемый портативной аппаратурой, в области, непосредственно примыкающей к барабанной перепонке, составляет от 70 до 128 дБ. При этом, как показали исследования, любителям рок-музыки свойственно увеличивать необходимый для комфортного прослушивания уровень сигнала на 35-45 дБ (в сто раз!). После плееров с таким уровнем громкости у большинства наблюдалось временное снижение слуха на 5-10 дБ (в 2-3 раза) на одной или нескольких частотах, причем после 24 часов отдыха показатели слуха пришли в норму. В другой группе после часового прослушивания музыки с уровнем звука от 90 до 106 дБ снижение слуха достигало 30 дБ!

Можно ли восстановить слух?

Восстановить распознавательную способность необыкновенно сложно. Это длительная, кропотливая реабилитация, это немалые затраты на лечение, на слуховые аппараты. И при всем этом, до конца восстановить слух невозможно, можно только облегчить состояние, научить заново мозг расшифровывать услышанное с помощью слуховых аппаратов.

"Любой шум интенсивностью более 80 децибел негативно влияет на внутреннее ухо, - говорит кандидат медицинских наук, сурдолог Василий Корвяков. - Громкая музыка поражает клетки, отвечающие за восприятие звука, особенно если атака идет прямо из наушников. Ситуацию ухудшает еще и вибрация в метро, которая также негативно влияет на структуру уха. В сочетании эти два фактора провоцируют острую тугоухость. Основная ее опасность в том, что она наступает буквально в одночасье, однако вылечить ее очень проблематично".

Как снизить вред от наушников?

Вред от наушников уже ни у кого не вызывает сомнений. Как можно снизить наносимый ими вред?

Если вы не хотите сменить наушники на слуховой аппарат, то старайтесь придерживаться следующих советов:

  • уровень громкости не должен быть больше 60% от максимально возможного;
  • громкость нормальная, если вы можете слышать, что говорят окружающие;
  • люди вокруг не должны слышать вашу музыку;
  • если, общаясь с людьми, вы переходите на крик, значит, громкость слишком большая.

Наиболее опасны для уха громкие высокие частоты, на "почетном" втором месте - низкие.

Медики считают, что самыми тихими звуками, которые способно уловить здоровое ухо, это 10-15 дБ. Шепот оценивается уже в 20 дБ, обычный разговор - в 30-35 дБ. Крик с уровнем звукового давления в 60 дБ уже приводит к дискомфорту, а по-настоящему опасны для слуха звуки силой от 90 дБ. Иными словами, любой поп или рок-концерт с уровнем 100-120 дБ - это серьезное испытание для ушей. Такое звуковое давление с легкостью достигается в любых современных наушниках.

"Катализаторами" процесса является ослабленный организм, стрессы, курение и алкоголь. Не правда ли, типичный набор, к примеру, для рок-концерта?

В человеческом ухе природой предусмотрена защита только от кратковременных громких звуков, длительное же воздействие неизбежно приводит к снижению слуха. Как отмечают специалисты компании Siemens, которая, помимо прочего, занимается выпуском слуховых аппаратов, после кратковременного воздействия высоких уровней шума волосковые клетки внутреннего уха регенерируются, а острота слуха снижается лишь временно и незначительно. При повторном и длительном воздействии шума эти слуховые сенсорные клетки повреждаются более серьезно, и восстановление их становится невозможным.

По мнению медиков, возрастные изменения слуха начинаются примерно с тридцати лет, но длительное воздействие громкого звука способно ухудшить слух в ещё более юном возрасте.

Не покупайте детям плееры

Прежде чем покупать своему ребенку модный mp3-плеер, трижды задумайтесь над тем, а хотите ли вы, чтобы он уже в юном возрасте получил тяжелые и необратимые повреждения слуха?

Тугоухость - это приговор для детей, обучающихся музыке, ведь они не смогут отличать нюансы звучания своего инструмента, так и не научившись на нем играть. Даже профессиональные музыканты, уже в зрелом возрасте столкнувшиеся со снижением слуха, но владеющие своим инструментом уже на интуитивном уровне, вынуждены ограничивать или полностью прекращать выступления и занятия музыкой. Самый свежий пример - Фил Коллинз, объявивший о прекращении концертной деятельности из-за прогрессирующего снижения слуха. Что же говорить о детях и подростках, которые только начинают овладевать музыкальным инструментом?

Если вы все-таки решились купить своему чаду плеер, обязательно познакомьте его с правилами слуховой гигиены:

  1. в шумном месте не следует пользоваться копеечными "берушами";
  2. не нужно пытаться музыкой заглушить внешний шум, ведь уровень шума в метро достигает 105 дБ, а чуть-чуть прибавив громкости, можно получить опасный для здоровья уровень в 110 дБ
  3. лучше пользоваться закрытыми наушниками, позволяющими не достигать опасной громкости;
  4. давайте своим ушам отдыхать;
  5. не курите: курение вдвое повышает опасность снижения слуха после длительного шумового воздействия.

Объясните ребёнку, что одно дело - на обычной громкости послушать любимые записи в спокойной обстановке в течение получаса и совсем другое - не вынимать из ушей орущие "затычки" в течение полуторачасовой поездки в институт на общественном транспорте.

В заключение ещё три важных момента

Первый - этический. Человек, едущий в метро или автобусе и слушающий орущий плеер - это не просто человек, твердо решивший лишиться слуха. Он еще и не уважает окружающих, вынужденных выслушивать раздражающее шипение и тыцканье из его наушников. Проще говоря, он обыкновенный хам, хотя, возможно, даже и не понимает этого в силу изъянов в воспитании.

Второй - это вопрос выживания человека в наушниках на улицах большого города. Такой человек существует одновременно в двух измерениях: тело его находится в реальном мире, а один из важнейших органов чувств - слух - в виртуальном зале, созданном усилиями звукорежиссеров. Разумеется, эти миры никак не пересекаются, поэтому его мозг неспособен адекватно оценить окружающую обстановку. На него несется трамвай, а в наушниках слышно, что он стоит на сцене рядом с гитаристом. Более того, в результате такого "раздвоения" можно элементарно упасть на ровном месте.

Проблема с ориентацией в пространстве вовсе не придумка зловредного автора - ненавистника плееров. Просто вестибулярный аппарат человека расположен именно во внутреннем ухе.

Третий - вопрос уважения к музыке. Привычка к постоянному прослушиванию музыки рано или поздно приводит к убеждению в том, что музыка - всего лишь ненавязчивый фон, а это прямой путь к принижению ее роли в жизни человека. Такие "меломаны" перестают видеть в музыке не просто набор звуков и ритмов, но идею, картину, образ, призыв. Неслучайно из подавляющего большинства наушников на улице доносится примитивное "тынц-тынц-тынц" - банальный ритм, заставляющий "идти в ногу", "подвигать телом" и вообще вести безвольное механическое существование безо всяких там чувств и душевных порывов, всецело подчиняясь только ему одному - ритму. Слушать сложное симфоническое произведение или классический хор на ходу просто физически невозможно. А вот марши - запросто. Левой! Левой! Левой!

 Источник

Почитайте ещё в этом разделе:


Напишите комментарий
  • Обязательные для заполнения поля отмечены значком *.
  • Нажимая кнопку «Опубликовать комментарий» вы даёте согласие на обработку ваших данных.

^ Наверх